ФГОС НОО и ФГОС ООО в лицее №81
Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.Читать.
Лицей осуществляет свою учебную деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. 7-11 классы.
В стратегии развития России до 2020 года, представленной президентом В.В. Путиным на Государственном совете 8 февраля 2008 года, акцент сделан на инновационный сценарий развития экономики, общества в целом. Для реализации этого сценария, по мнению В.В. Путина, потребуются "масштабные инвестиции в человеческий капитал", в развитие человека. Особое место в стратегии развития отведено системе образования. "Образовательная система, говорил президент, - должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшее время необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной, инновационной экономики".
Переход на новые ФГОС НОО
Федеральный государственный стандарт начального общего образования утверждён приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,
приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 внесены изменения в ФГОС НОО.
Лицей осуществляет образовательную деятельность в соответствии со следующими федеральными государственными образовательными стандартами:
ФГОС НОО - в 1-3 классах, 4 классах
ФГОС ООО - в 5, 6, 7, 8 классах.
С 1 сентября 2010 года в МАОУ лицее №81 в первых классах в "пилотном" режиме введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), а с 1 сентября 2012 в "пилотном" режиме введён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО осуществлялось через:
- создание совета и рабочей группы по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО;
- координацию деятельности администрации лицея, управляющего Совета, педагогического совета, заседания КНО учителей начальных классов, психолога, учителей-предметников лицея;
- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС;
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС должностных инструкций работников образовательного учреждения (заместителя директора по УВР, учителя);
- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения; прохождение курсовой переподготовки кадров;
-совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в начальном звене;
- составление плана деятельности лицея по внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО;
- разработку и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО и ФГОС ООО;
-определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО;
-составление рабочих образовательных программ по учебным дисциплинам;
- проведение систематического анализа результатов работы по внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО;
- оказание методической помощи классным руководителям, учителям.
В лицее была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме. Разработаны и утверждены Положения о рабочей группе, о Совете, составлены план-график, план рабочей группы по введению и апробации ФГОС.
Введение ФГОС второго поколения на базе лицея была рассмотрена на управляющем совете лицея, педагогическом совете, родительских собраниях, заседании МО учителей. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе - внеучебной деятельности учащихся.
Составлен график повышения квалификации учителей по проблемам внедрения ФГОС. Для реализации ФГОС, формирования современной образовательной среды, для успешной учебной деятельности учащихся лицей оснащен печатными и электронными носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами. Имеет доступ в Интернет
С первых дней педагогами лицея ведется образовательный мониторинг.
Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;
II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Таким образом, подходы стандарта предопределяют аналогичный тип отношений между учителем и учащимся - на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.